Что важнее — государство или народ?


  Что важнее - государство или народ?

«Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти» — Платон.

Эссе на тему религиозной свободы.

Чьи права и защищает государство, когда защищает само себя? Этот вопрос невольно возникает при ознакомлении с решениями ЕСПЧ (Европейский Суд по правам человека). Недавно представитель Минюста Андрей Федоров, сказал, что практика оспаривания решений ЕСПЧ применяется «почти всегда». По многим делам находящимся в Евросуде позиция Минюста состоит в отрицании каких либо нарушений со стороны Российской Федерации. Позиция отрицания нарушений прав россиян (вне зависимости от их взглядов), показывает что чиновники, отстаивающие интересы государства в ЕСПЧ, на самом деле не заинтересованы в исправлении правовых ошибок. В то же время ЕСПЧ в своих решениях, обращает внимание государства на нарушение демократических свобод. Так например, в решении ЕСПЧ по делу в отказе регистрации церквей Саентологии Нижнекамска и Сургута.3, Европейский суд цитирует обзор ОБСЕ, где говориться что «Отказ предоставлять полноправный статус ограничивает право исповедовать религию, а это нарушает Статью 9 Конвенции 4.

Трудно согласиться с тем, что отказ предоставлять юридический статус на основании того, что организация не существовала во время предыдущего антирелигиозного коммунистического правительства, «необходим в демократическом обществе» или является пропорциональной реакцией, соответствующей законным государственным интересам…». Решение ЕСПЧ по церквям саентологов вступило в силу 1 марта этого года, но до сих пор церкви не зарегистрированы и права продолжают нарушаться. Ведомством, которое защищает честь России в ЕСПЧ является Министерство Юстиции. Обеспечивать «защиту прав и свобод человека и гражданина1» является одной из основных задач Минюста (положение о Министерстве Юстиции). Право на свободу вероисповедания, как и большинство других прав и свобод граждан России, закреплены в Конституции России. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» говориться в статье 2, Конституции РФ 2.

Возникает вопрос, что это, обычное невежество чиновников или кто-то влияет на подобное неисполнение. Не стоит считать чиновников юстиции некомпетентными, скорее дело во внешнем влиянии на чиновников. Если рассматривать вопрос относительно религии, то одним из инструментов такого влияния на Минюст, могут быть некоторые члены экспертного совета по проведению религиоведческой экспертизы при Минюсте. В частности председатель этого совета А. Дворкин, известный своим неприятием новых религий, по мнению газеты «Екклесиаст» имеет репутацию «одиозной личности и, разжигателя межрелигиозных конфликтов».

Напом
1aeb
ним, что нынешний министр Юстиции обучался в Свято-Тихоновском гуманитарном университете, в то время, когда там преподавал А. Дворкин. Возможно, что какие-то из идей «учителя» и реализует сейчас министр, в отношении нетрадиционных конфессий. Но если посмотреть шире, то дело не только в верующих. Ведь права людей обращающихся в Европейский суд нарушают по разным поводам. Отметим, что статистика показывает все возрастающее количество жалоб (Рост числа жалоба в 9 раз) в ЕСПЧ от России. Сопоставив эти данные с высказыванием А. Федотова, можно констатировать, похоже, что мало кто озабочен проблемой соблюдения прав человека. Получается что важнее государство, которое «по праву сильного» делает себя важнее народа. Остается пожелать народу (частью которого являются так же и чиновники) и государству взаимной справедливости. Ибо, одни от других не отделимы. Конституция России в статье 3 утверждает «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» 2.

У государства есть множество разных структур, выполняющих важные функции, однако эти структуры, используя свои полномочия должны действовать исходя из интересов людей. Тот же Европейский суд в своем решение в отношении отказа в регистрации Саентологической церкви Москвы5 написал «Суд обращает внимание на свою сложившую прецедентную практику, согласно которой охраняемая статьей 9 Конвенции свобода мысли, совести и религии является одной из основ «демократического общества» в смысле Конвенции. В своем религиозном измерении эта свобода является одним из тех жизненно важных элементов, которые определяют личность верующих и их мировоззрения, но она также является ценным достоянием атеистов, агностиков, скептиков и безразличных. От нее зависит тот плюрализм, присущий демократическому обществу, который был завоеван дорогой ценой на протяжении столетий». (см. дело «Бессарабской митрополии и др. против Молдовы», № 45701/99, § 114, ECHR 2001-XII).

Ссылки:
1.
Российская газета: Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1313 «Вопросы Министерства Юстиции Российской Федерации».
2.
Конституция Российской Федерации.
3.
Постановление ЕСПЧ «Кимля и другие против России» (Жалобы №№ 76836/01 и 32782/03)
4.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
5.
Постановление ЕСПЧ «Саентологическая Церковь г. Москвы против России» (Заявление № 18147/02)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *