
Наибольшей остроты религиозные войны раннего Нового времени достигали там, где «пивная культура» встречалась с «винной».
Есть любители пива, а кто-то предпочитает вино. Главное, их не мешать и не пить вино, как пиво.
Сегодня, когда пиво — один из самых распространенных товаров, который можно купить в любом супермаркете и который ничем не отличается от других товаров, разве что тем, что при его рекламе требуется предупреждать о возможных негативных последствиях для здоровья, может показаться странным вести речь о политическом влиянии пива, разве что в контексте ассоциаций с «пивным путчем» Гитлера или с «партией любителей пива», образовавшейся в нашей стране в эпоху перестройки. Вряд ли в наше время пиво может всерьез претендовать на роль символа для какого-либо политического движения. Но если заглянуть вглубь истории, то можно обнаружить удивительные вещи, и окажется, что для наших предков пиво было вполне определенным символом, притом весьма важным…
Перенесемся на две, две с половиной тысячи лет назад. На месте нынешней объединенной Европы находились два противостоящие друг другу мира, с различными верованиями, жизненными устоями и, конечно же, различными гастрономическими культурами: Греко-римская цивилизация, в основе гастрономической культуры которой лежали вино, хлеб и оливковое масло, и кельто-германский варварский мир, основу гастрономической культуры которого составляло пиво, мясо и молоко. Первым столкновением этих антагонистических миров стали галло-римские войны, начавшиеся еще в IV веке до н. э., когда галлы чуть было не захватили Рим: тогда, как известно, Рим спасли гуси. О пиве в контексте той войны прямо не говорилось, но греческий историк эпохи Римской империи Плутарх (ПЌ, ок. 45 — ок. 127), описывая события тех времен, определенно утверждает, что причиной нападения галлов на Рим было желание варваров вкусить незнакомого им италийского вина:
Много лет спустя они впервые попробовали вина, доставленного из Италии, и этот напиток настолько их восхитил, что от неведомого прежде удовольствия все пришли в настоящее неистовство и, взявшись за оружие, захватив с собою семьи, устремились к Альпам, чтобы найти ту землю, которая рождает такой замечательный плод, все прочие земли отныне считая бесплодными и дикими.
Почему же галлов так восхитило вино? И что пили они сами? Об этом сохранилось несколько древних свидетельств. Греческий писатель конца II — начала III века н. э. Афиней (бј?О® ОЇ) в «Пире мудрецов» цитирует философа и самого известного античного географа Посидония (ПЋ, II век д
49a3
о н. э.), который пишет:
[У кельтов] богатые пьют вино, которое они покупают в Италии или в Массилии [современный Марсель, Франция]. Те, кто победнее, пьют пиво [ПЌ] с медом, народ же пьет просто [пиво]. Они называют его кормой [ПЊ].
Посидонию вторит известный древнеримский поэт Вергилий (Publius Vergilius Maro, 70 до н. э. — 19 до н. э.), описывая в поэме Георгики (III, 380) быт северных народов:
В играх зимнюю ночь проводят, вину подражая
Брагою [пивом] или питьем из перебродившей рябины.
И подобных античных свидетельств можно найти немало. Таким образом, галлы, которые получали опьянение преимущественно от пива, возжелали вина. То есть можно сказать, что галло-римские войны были в какой-то степени спровоцированы вкусовыми различиями между пивом и вином. Этот сюжет будет и далее повторяться в европейской истории.
Для полной ясности здесь надо сказать две вещи. Во-первых, галлы войну с римлянами, в конце концов, проиграли. Как известно, уже в I веке до н. э. Гай Юлий Цезарь (Caius Iulius Caesar, 100 до н. э. — 44 до н. э.) окончательно покорил Галлию, превратив ее в римскую провинцию. Во-вторых, галлы (по крайней мере, знатные и богатые) постепенно цивилизовались, и к I веку н. э. на территории Южной Галлии уже зацвели виноградники, о чем сообщают Плиний Старший (Сaius Plinius Secundus, 23-79) и Колумелла (Lucius Junius Moderatus Columella, 4 — ок. 70), а к началу IV века уже относятся первые упоминания о знаменитых впоследствии виноградниках Бургундии и Бордо.
Тем временем у Римской империи появился новый мощный противник — германцы, и это тоже был народ, который в силу климатических и других условий не знал вина, но активно пил пиво, о чем свидетельствует римский историк Тацит (Gaius Cornelius Tacitus, ок. 56 — ок. 117):
В качестве напитка [германцы] используют гнилую влагу от [вымоченного] ячменя или пшеницы, неким образом напоминающую вино.
Это свидетельство Тацита особенно интересно в контексте упоминания Юлия Цезаря в «Записках о галльской войне» (IV, 2) о том, что германцы запрещали ввоз вина в свои пределы, считая, что вино делает людей изнеженными и неспособными к тяжелому труду.
В целом греко-римские писатели относились к пиву высокомерно, а морализатор Плутарх, порицая любовь к мальчикам, даже сравнил такую любовь с пивом:
Эрос без Афродиты — это как опьянение без вина, достигаемое употреблением напитков из фиг или ячменя.
Еще одно любопытное сообщение о пиве относится к V веку н. э. Мы находим его у византийского историка Приска Панийского (ОЇ бЅЃ ОЇ, Priscus Panita, ок. 410 — после 472), описывавшего посольство императора Феодосия II (Theodosius Flavius Secundus, 401-450) к вождю гуннов Аттиле:
В деревнях нам доставлялось продовольствие, притом вместо пшеницы просо, а вместо вина — так называемый, по-туземному, «мед»; следовавшие за нами слуги также получали просо и напиток, добываемый из ячмени; варвары называют его «камос».
Как видим, и в этот конфликт между гуннами и дряхлеющей Римской империей также вплетается конфликт между пивом и вином. Отметим, что к тому времени у вина появился мощный союзник в лице христианской церкви, где вино входит в качестве обязательного элемента в богослужение. Язычники-кельты, как известно, использовали в ритуальных обрядах для прославления своих богов «свой напиток» — пиво. Это обстоятельство сообщало конфликту между пивом и вином некое новое измерение.
Благодаря включению вина в христианские ритуалы, виноград в Средние века стали выращивать практически по всей Европе. Фото (Creative Commons license): Keven Law
Но вот завершилось Великое переселение народов, и бушевавшее море варварских племен, накрывшее Европу, успокоилось. Галлы и германцы приняли христианство, а с христианством пришло вино. Виноградники зацвели по всей Франции, проникли в Австрию, Германию, Чехию и даже в Англию. Бенедиктинский монашеский устав (VI в. н. э.) позволял монаху пить одну гемину (примерно пол-литра) вина в день, позднейшие комментарии к этому уставу (IX в.) позволяли заменять «гемину вина» двумя или тремя геминами пива. Свою этимологию вошедшему в обиход напитку предложил известный богослов и энциклопедист Исидор Севильский (Isidorus Hispalensis, ок. 570-636):
Пиво (cervesia) — именуется так от Цереры, то есть покровительницы хлебных злаков, ибо пиво — это напиток из зерен пшеницы, приготовленный разными способами.
Самые активные миссионеры раннего Средневековья — ирландские монахи, воспитанные на северной пивной культуре, принесли свои рецепты пива на континент, тем самым способствуя его широкому распространению. В Ирландии большое количество выращиваемого зерна шло на производство пива. Ирландское пиво приправлялось травами, медом, специями, его пили как холодным, так и горячим. Пиво упоминается в сборнике VIII века «Ирландских канонах» (Canones Hibernenses). Биограф св. Колумбана, который положил начало миссионерской экспансии ирландских монахов на континент, Иона из Боббио (Jonas Bobiensis, ок. 600 — после 659), сообщает о распространении пива среди германских народов, а также о
Вам также может понравиться
Начальник автошколы в качестве взятки потребовал машину навоза (Чувашия)Начальник автошколы в качестве взятки потребовал машину навоза (Чувашия)
В Шумерле (Чувашия) перед судом предстанет бывший начальник местной автошколы, обвиняемый в коммерческом подкупе и мошенничестве. Об этом ИА REGNUM ...
На Юго-Восточной железной дороге с начала года погибли 77 человекНа Юго-Восточной железной дороге с начала года погибли 77 человек
77 человек погибли, еще 24 пострадали на объектах Юго-Восточной железной дороги за девять месяцев 2009 года, сообщили корреспонденту ИА REGNUM ...
Окончательные итоги переписи будут известны через два годаОкончательные итоги переписи будут известны через два года
.С апреля 2011 года Росстат будет публиковать частичные итоги переписи, не дожидаясь окончательных подсчетов: по мере подготовки итогов переписи, они ...