
Украинские националисты заставили власть Харькова уничтожить памятный знак русскому профессору.
Ровно год простояла в Харькове памятная доска в честь профессора Вязигина. Теперь ее вырывают из стены старого дома, словно что-то незаконное и даже преступное…
Профессор Императорского Харьковского университета, дворянин и депутат III Государственной Думы Российской Империи Андрей Сергеевич Вязигин считался выдающимся общественным деятелем Малороссии. Никто не оспаривал научные заслуги этого известного ученого-историка. Его публицистика и по сей день вызывает общественный интерес.
Убежденный монархист, профессор Вязигин был инициатором создания Харьковского отдела «Союза Русского Народа». Входил в руководство Русского народного союза имени Михаила Архангела. Их называли черносоМЃтенцы — от имени «чёрных сотен» Кузьмы Минина, которые вывели Россию из состояния Смутного времени.
Профессор писал, что на Слободской Украине нет сепаратизма: «Древняя половецкая степь не думает и не желает отделения». Однако разочаровался в перспективах либерального развития России. За пять лет до Октябрьской революции отошёл от активной политической деятельности, сосредоточившись на преподавании и занятиях наукой.
Увы, это не спасло. Одним из первых среди харьковской профессуры Андрей Вязигин был арестован ЧК и зверски казнен.
«Ще одна перемога»
Поводом для уничтожения памятной доски стали многочисленные обращения украинских националистических организаций в Харьковскую мэрию. В письмах сообщалось: «Вязигин — черностенец», а доска в его честь «разжигает межнациональную рознь».
Особенно упирали нынешние поклонники Петюры и Бандеры, что «Союз Русского Народа» причастен к еврейским погромам времен первой русской революции.
Целый год первые лица городской администрации в упор не замечали мемориальную доску какому-то монархисту. Точно так же плевать хотели на вопли местных «бандер».
Тогда почему память о профессоре Вязигине вдруг оказалась растоптана? Официальная версия демонтажа — инициаторы установки доски не подготовились юридически.
В сентябре 2009-го активисты Харьковского отдела Союза Русского Народа, депутаты горсовета и казаки Чугуевской общины «Пластунъ» торжественно открыли мемориальную доску Андрею Сергеевичу на том доме, где он жил и трудился. Это век не знавшее ремонта, вросшее по окна в землю скромное здание в полтора этажа. Зеленый мох фундамента, щербатый кирпич старинной кладки и тополя заштатной улочки.
Никто даже не подозревал, что в городском захолустье потребуется целая кипа разрешительных документов. Тем более, стоит же посреди Харькова
17c6
камень в честь Украинской повстанческой армии Степана Бандеры. Камень вообще никак не оформлен — но никто не собирается его сносить.
«Ще одна перемога украинських сил у Харькови» — именно так, своей победой назвали украинские националисты уничтожение памятной доски. Они именуют профессора Вязигина известным идеологом шовинизма и ксенофобии.
А текст на доске просто шокировал их «циничной антидержавной пропагандой»: «…Погиб за Веру, Царя, Отечество в 1919 г. от рук большевиков».
Тогда наши вынули пулемет…
Еврейские погромы — своего рода кошмарный символ Российской империи. Слово «рogrom»как явление характерно русское, попало во все основные языки мира. Проклятия в адрес «родины погромов» звучат уже более ста лет.
Но насколько профессор Вязигин к ним причастен?
В 1905 году Россию действительно потрясла череда погромов. Они охватили исключительно южные и юго-западные губернии. Начавшись в Бессарабии, настоящий кошмар разгорелся по линии Симферополь-Одесса-Киев. А это уже Украина со всеми ее многовековыми антисемитскими настроениями: от казаков Богдана Хмельницкого до полицейского обеспечения Бабьего Яра.
Крайне интересна статистика жертв. Всего осенью 1905-го в погромах погибли 1622 человека. Среди них евреев 711, то есть 43%. Раненых насчитали 3544 человека, в том числе 1207 представителей еврейского населения.
Итак, цифры парадоксально свидетельствуют, что потери пострадавшей стороны были меньше нападавшей. Подробности событий — из первых рук очевидца, молодого одессита и будущего советского писателя Исаака Бабеля:
— Евреев били на Большой Арнаутской… Тогда наши вынули пулемет и начали сыпать по слободским громилам.